URIAH HEEP: ROCKING IN THE SHADOW
Сегодня мы продолжаем ностальгическое путешествие в далекие "70-е, в то величественное десятилетие, большая часть которого прошла под знаком экспансии тяжелого рока, когда Led Zeppelin и Deep Purple были возведены уже в ранг богов, Black Sabbath накрывали всех "кто против нас" своей зловещей тенью, и каждый альбом Uriah Неер или Nazareth был не меньшим событием, чем высадка человека на Луну или задержание в горах Памира Снежного Человека. Сегодня, более 20 лет спустя, когда от того легендарного движения остался лишь один ностальгический отзвук, когда умопомрачительные взрывы звуковых конструкции и 10-и-более- минутные импровизированные соло заменены новым музыкальным вооружением, когда масса старых имен уже давно канули в Лету, еще остались отдельные упорные (и упрямые) группки людей не отказывающиеся от своих обжитых рок-н-ролльных концепций и несмотря ни на какие новомодные ветра продолжают выполнять свою историческую миссию.
Одни из них — упомянутые уже Uriah Неер.
Из групп вышеупомянутого периода, пожалуй только Black Sabbath может сравниться с Uriah Неер по текучести кадров. Из почти что тридцати музыкантов, сменившихся в группе за все годы существования коллектива, до сегодняшнего дня дотянул лишь один участник оригинального состава — Мик Бокс. С него, собственно, все и началось. Родившийся 8 июня 1947 года в Лондоне, Мик Бокс еще в детстве познакомился с неким Дэйвидом Гарриком (родился 29 января того же, "47 года в Эссексе), позже взявшим себе псевдоним Байрон. Почвой для знакомства стала естественно музыка, которую оба приятеля вначале просто слушали, а потом решили и сами сочинять и исполнять.
(На фотографии - группа "Stalkers". Третий слева - Бокс, четвертый - Байрон.
С 14 лет Мик серьезно занялся гитарным искусством, а Дэйвид больше тяготел к вокалу, чем занимался лет с восьми, принимая участие в шоу в местном варьете, хотя некоторое время оба играли в группе с женским вокалом, и не с одним, а аж с двумя! И только в 1965 году в Эссексе Бокс с Байроном сколотили свою первую команду Stalkers. Впоследствии, в 1967, группа была переименована в Spice (а в сущности была развалена и создана вновь), и под таким вот названием был записан сингл "What About The Music", который выпустила фирма United Artists. Однако продолжения не последовало, и кроме будущих "юриков" Spice(«Специя») стала известной как группа породившая еще одного известного музыканта — Роя Шарлэнда, будущего клавшиника Fuzz Duck и группы Артура Брауна. В состав Spice входил также барабанщик Нигел Пеграм и басист Барри Грин. В начале "68 Грин группу покинул, и вновь появился на музыкальной сцене только в 70е, как поп-певец Барри Блю. Замену Грину нашли только летом "68.
Пол Ньютон, новый бас гитарист, появился на свет в английском городке Андовер в 1946 году. Как и его будущий коллега Мик Бокс, Ньютон впервые взял гитару в руки i 14 лет, и до своего присоединения к Spice(«Специя») уже успел поднабраться опыта группе Брайана Блинки Дэвидсона и The Nice. Со Spice Пол познакомился в студии, когда те записывали вышеупомянутый сингл. По утверждению Мика Бокса именно Пол Ньютон записывал партию бас гитары для композиции "In Love", которая была помещена на вторую сторону пластинки. В те же дни было записано несколько демо-лент, однако до конца эти идеи так и не были реализованы, и со временем были утеряны (пленки, естественно). Кроме того, Мик Бокс и Дэйвид Байрон были приглашены на студийную сессию для записи 30 обработок популярных хитов того времени, которые Avenue Records планировали выпустить в виде шести "45-ок, но проект этот также не был до конца реализован.
Несомненно Spice был более профессиональным составом, чем его предшественник Stalkers. Группа, правда, тоже некоторое время не вылезала из различных школьных актовых залов, пабов и небольших клубов, однако уже в начале "69 Spice несколько раз выступали в самом престижном лондонском рок-клубе "The Marquee", где, кстати, и встретились с барабанщиком Алексом Нэпиром, который заменил ушедшего Пеграма (тот потом несколько лет работал студийным музыкантом, прописывая барабаны для таких разных групп, как, скажем, Steeleye Span и The Barren Knights).
К этому времени ритм-энд-блюз Stalkers уже остался далеко в прошлом — музыка Spice больше тяготела к хард року, хотя чувствовалось и влияние джаза. По прежнему, правда, играли массу каверов, однако соотношение своего и чужого материала по сравнению с самыми ранними днями составляло уже 60% на 40%. Кстати мало кому известен тот факт, что в описываемые дни Spice под именем The Play записали несколько демо-лент, но до сегодняшнего дня не дожила ни одна из них. И тем не менее, группа все же нуждалась в профессиональной помощи. И быть бы нашим героям до скончания дней своих клубной командой, если бы не некий Джерри Брон, попавший на один из концертов группы в "High Wycombe". Уже тогда Брон был довольно влиятельным человеком в шоу бизнесе и являлся главой собственной компании Bron Organization. По его словам, два великолепнейших фронтмэна — естественно, Бокс и Байрон, а также мощь концертного выступления группы была просто завораживающая. По окончании шоу Джерри Брон прошел за кулисы, и после краткого знакомства с музыкантами, предложил им студию и время для записи альбома, в надежде, что живая энергия Spice не растеряется в виниловых дорожках пластинки. "Так в июле "69 группа Spice вошла в студию "Lansdowne". Позже, было еще два визита в студию — в сентябре и декабре того же года. За это время было записано шесть собственных композиций, которые через пару десятков лет, в 1993 году, впервые были выпущены на CD "The Lansdowne Tapes", и сейчас служат отличной иллюстрацией развития группы. "Уже в студии Джерри (Брон») предложил нам разнообразить звучание нашего материала путем добавления клавишных инструментов, — вспоминает Мик Бокс. Я был тогда большим поклонником группы "Vanilla Fudge", их органа "Хэммонд" и вибрирующей на верхних тонах гитары. Так что мы стали использовать высокий вибрирующий вокал Дэвида для достижения подобного эффекта уже в своей музыке. Так в наши головы пришла идея клавишных в нашей игре. — Идея эта нам понравилась, и Борн, пригласил в студию своего приятеля по имени Колин Вуд, который играл на органе, пиано и меллотроне. Результат превзошел все ожидания, и мы с Дэйвом (Байроном) твердо решили взять в группу постоянного клавишника. И вот в этом месте захватывающей, полной мыслимых и немыслимых переплетений, совпадений и случайностей истории Uriah Неер следует сделать еще одно, просто необходимое отступление, оставив на время Мика Бокса и Дэйвида Байрона, ибо речь пойдет о второй составляющей части группы, чье гордое имя вынесено в заголовок сего повествования — другой английской четверке, . трудившейся на полях рок музыки в то же самое время, группе с пафосным названием The Gods.
Своему появлению The Gods
прежде всего обязаны клавишнику/гитаристу/вокалисту Кену Хенсли (родился 24 августа 1945 года в Лондоне). В свои неполные 12 лет маленький Кен впервые взял в руки гитару, и тут же понял, что это, как говорится, ЕГО. Уже через три года, в сентябре "70-го Хенсли отыграл свой первый концерт в "The Mentmore Pen Factory", в составе его первой группы Stevenage, чья музыка основывалась на ритм-энд-блюзе. Через год-полтора Кен Хенсли покинул свой первый коллектив, и вплоть до 1965 года находился, что называется, в творческом поиске, апогей которого достиг в "62, в год, когда он сменил аж три команды — The Blue Notes, Ken & The Cousins и Kit & The Saracens. В "63 Хенсли умудрился попасть в состав The Jimmy Brown Sound, с которыми даже записал несколько песен (тоже, кстати, ныне затерянные во времени). Наконец в начале "65 года Кен знакомится с молодым гитаристом Миком Тэйлором, и новоявленные друзья создают группу The Gods. Ритм-секцию составили два брата — Джон и Брайан Гласскок, бас и барабаны, соответственно. Сей состав Просуществовал до июня "67 года, когда из The Gods ушел гитарист Мик Тэйлор. Первым его пристанищем стал Bluesbreakers Джона Майала, откуда Тэйлор перебрался в The Rolling Stones. Вот судьба!
После расставания с Тэйлором Кен Хенсли плюнул на все и перебрался в Хэмпшир, благо никаких жилищных и транспортных проблем у него не было — в то время Хенсли жил в своем автофургоне, и мог практически беспрепятственно разъезжать по всей Англии, и соответственно выбирать себе место жительства. В Хэмпшире, в сентябре "67, он познакомился с известным нам по уже прочитанным строчкам бас гитаристом Полом Ньютоном. "Отец Пола был большим фанатом рок музыки, — вспоминает Кен, — и к тому же имел небольшой капитальчик. Поэтому когда он послушал что-то из записанного первым -составом The Gods, он предложил мне реформировать группу, и более того, пообещал взять" всё организационные вопросы и денежные расходы на себя." После недолгих раздумий, Хенсли решается на "возрождение своего "божественного" детища. Помимо Ньютона, в новый состав The Gods вошли также барабанщик Ли Кирслэйк и гитарист Джон Конас.. Но буквально через пару месяцев Пол Ньютон группу покинул и был заменен на Грега Лэйка. Новая группа довольно быстро вернулась на утраченные позиции, и пользовалась относительно большой популярностью в столице Соединенного Королевства, куда Хенсли в своем фургоне, словно улитка с домиком на спине вскоре и возвратился. Один лишь факт, что лондонский "Marquee" стал своего рода концертной штаб-квартирой группы, уже говорит о многом. Результат не заставил себя ждать, и вскоре The Gods подписали контракт с самой Columbia, Практически сразу, то есть летом 1968 года, "боги" приступили к записи дебютного альбома, несколько тормознувшейся по причине ухода из группы Грэга Лэйка. "Я так понимаю, — рассказывает Хенсли, — что основной причиной его решения разойтись с нами был его талант. Это был чрезвычайно талантливый парень, и он даже чисто физически не мог находиться .в тени, a The Gods того периода как раз там и находились." Охотно верится, потому что уже тем же летом Грег Лэйк вошел в состав небезызвестных King Crimson, а еще некоторое время спустя вместе с парой своих старых друзей основал группу Emerson Lake & Palmer — да, да, тот самый Лэйк и есть!
На замену решено было взять оригинального басиста Джона Гласскока, который без раздумий принял это предложение, и доукомплектованные The Gods, наконец-то, начали записывать свой первый альбом. Проходило это мероприятие не где — нибудь, а в легендарной студии "3" на Эбби Роад. В октябре 1968 года вышел альбом The Gods "Genesis". Несмотря на громкое название студии, записывались Хенсли & Со. всего лишь на четырех дорожках, что впрочем не помешало группе добиться вполне сносного качества и неплохих оценок критиков и другого околомузыкального люда. Ну и, конечно, качество самого материала! Фактически именно The Gods были музыкальным прототипом будущих Uriah Неер — те же тяжелые гитары, те же мелодичные вокальные темы, и те же гармоничные, великолепно вписывающиеся в основную хардовую линию партии клавишных — собственно, фирменный знак Кена Хенсли.
Во время той же студийной сессии были записаны еще несколько песен, которые выходили на синглах в течение всего следующего года: "Baby Rich"/"Somewhere In The Steet", "Hey! Bulldog" (естественно The Beatles)/"Real Love Guaranteed", "Maria"/"Long Time Sad Time Bad Time" (в "94 году фирмой Repertoire "были переизданы альбомы The Gods, в качестве бонус-трэков на которых и включены вышеназванные синглы). И только в феврале 1970 года свет увидел второй диск под названием "То Sammuel A Son". Правда альбом этот вышел как бы "посмертно", ибо группы The Gods как таковой к этому времени уже не существовало. Дело в том, что еще в марте "69 Кен Хенсли был приглашен в качестве гитариста в новую группу бывшего вокалиста Rebel Rousers Клиффа Беннетта, Cliff Bennett Band. Как выяснилось, Хенсли попал в группу, доживающую свои последние месяцы, однако история на этом не закончилась, а напротив — только начиналась. Основной автор песен группы, ее душа и совесть Беннетт решил несколько сменить стилистику, и заняться экспериментами с более прогрессивным звуком и отчасти даже с разными психоделическими элементами, для чего необходимо было сменить не только состав, но и само название. Новая группа стала называться Toe Fat, а в качестве новых музыкантов была приглашена группа... The Gods в полном составе. Практически сразу был подписан контракт с Rare Earth Records, и . записан одноименный (то есть "Toe Fat") альбом. Вышел он в мае 1970 года. Далее группа отправилась на гастроли по Америке как разогревающий состав Derek & The Dominos, прошедшие с успехом выше среднего. Но новые идеи Клиффа Беннетта не совсем пришлись по вкусу Ли Кирслэйку и Кену Хенсли, которого Беннетт, кстати, круто обломал при записи альбома — ни одна нота (а нот было великое множество!) сочиненная Хенсли для дебютной пластинки туда так и не попала. И как следствие — уход из группы ее 50%. Вслед за Кирслэйком и Хенсли ушел и Джон Конас, и если Ли тут же нашел себе новое место — Nat Head Band (чей клавишник Ян Шелхаас, кстати, несколько лет спустя играл у Гари Мура и в группе Caravan), то Конас вообще завязал со сценой и открыл собственный музыкальный магазин в Уиндсоре, что в штате Онтарио.
Пути рок-фортуны неисповедимы, так же как и пути Господни! На замену ушедшим из Toe Fat экс-"богам" пришли... другие экс- "боги"! А именно: братья Гласскоки, причем, если вы помните, в свое время Брайан был заменен в The Gods никем иным, как Ли Кирслэйком. На место же Хенсли был взят некий Аллан Кендалл, и в таком вот составе Toe Fat записали второй LP под вполне логичным названием "Two". Далее последовало еще одно турне 110 штатам, после чего менеджмент группы и их пластиночная фирма заявили, что не считают для себя нужным продолжать сотрудничество с музыкантами, что и послужило причиной окончательного распада Toe Fat. Брайан Гласскок и Аллан Кендалл перебрались в Bee Gees, откуда первый позже перешел в The Motels. Джон Гласскок в"1976 году присоединился к группе Carmen, играя так же с Ричардом Дидженсом, Chicken Shack, Jethro Tull и Maddy Priror. Сам же Беннетт сколотил новую команду Rebellion, и выпустил одноименный диск на CBS, после чего в "74 вновь встретился со своим старым гитаристом Миком Грином (именно его в "69 в Cliff Bennett Band и заменил Кен Хенсли), но вскоре на несколько лет вообще покинул шоу бизнес, возвратившись лишь во второй половине "70-х со своим реформированным детищем Rebel Rousers.
Отдохнем немного от такого потока информации с десятками различных имен и названий, и перейдем к последнему этапу пре-Uriah Неер-овской истории, для чего нам нужно вернуться к группе Spice, куда после недолгих блужданий в составе The Gods в 1968 году вернулся басист Пол Ньютон. Именно он предложил своему старому приятелю Кену Хенсли, когда тот распрощался с Toe Fat, присоединиться к Spice (по слухам, кстати, на альбоме "70 года "Orgasm" группы Head Machine под именем Кена Лесли скрывается наш герой). Предложение было принято, и в декабре 1969, таким образом, группу Spice представляли Бокс, Байрон, Хенсли, Ньютон и Нэпиер — собственно самый первый состав Uriah Неер. И как несложно уже догадаться, Uriah Неер — это ничто иное, как переименованный Spice. Произошло же это историческое событие практически сразу после прихода Кена Хенсли, а именно на стыке 1969 и "70-х годов.
История возникновения этого названия неразрывно связана с великим английским писателем Чарльзом Диккенсоном, и имеет к нему самое что ни на есть прямое отношение. Год 1970 для англичан проходил под знаком их знаменитого земляка — в этот год отмечалось 100- летие со дня смерти писателя. TV беспрерывно крутило сериалы снятые по бессмертным произведениям Диккенсона, но радио устраивались литературные дискуссии и чтение лучших творений писателя, пресса регулярно отдавала свои страницы под его биографии и всяческие обзорные статьи, а крупнейшие книжные издательства переиздавали его книги. И вот за чтением одного из диккенсоновских бестселлеров менеджер Spice. Джерри Брон и встретил новый, 1970 год. Книга называлась "Дэйвид Копперфильд". Те, кто знаком с творчеством Чарльза Диккенсона, и в частности с упомянутым произведением, наверняка запомнился один из персонажей романа по имени Юрай Хип. Трудно сказать, какие мысли навеял этот вымышленный злодей музыкантам Spice, но предложение Джерри Брона относительно смены названия было принято единогласно.Чтобы поскорее покончить с не имеющим прямого отношения к музыке группы фактом, представьте русскую группу под названием "Иуда Головлёв" и получите эффект, который произвёл Хип.
Впрочем, вполне возможно, что ушлый коммерсант Брон предложил такое название группе исключительно звучности, что для успешной раскрутки команды было чуть ли не залогом успеха. А планы на Uriah Неер у Джерри Брона были ого-го! Спинным мозгом почувствовав недюжинный потенциал творческой тройки Байрон / Бокс / Хенсли, Брон лично выбил контракт с Vertigo, которая и выпустила первый альбом группы "Very "Eavy, Very "Umble", было это в июне 1970 года. Такое начало вполне можно было назвать многообещающим, однако большинством критиков дебют Uriah Неер был назван очень слабым, и при всей своей внешней привлекательности не вызвал того энтузиазма, на который так рассчитывал Джерри Брон. Дело даже дошло до того, что группу обвиняли в плагиате то Led Zeppelin, то Deep Purple. Но благодаря широкой рекламной кампании развернутой Vertigo под личным контролем Брона, Uriah Неер получили довольно большую известность даже среди тех, кто вообще не имел понятия о рок-музыке. Тем не менее, положение нужно было срочно спасать, и группа вновь отправляется в студию, выпекать свой второй блин, который был просто обязан получиться плоским, как это и положено сему кулинарному продукту. Хотя и то, что назвали комом, многие почитатели Uriah Неер считают одним из лучших ранних альбомов коллектива. Кстати, та физиономия обтянутая паутиной, что смотрит с обложки пластинки — лицо Дэйвида Байрона, Так-то!
Фото: Хип образца 71 года. Хенсли, Байрон, Ньютон, Бокс, Бейкер.
В январе "71, на глазах у всего мира Uriah Неер совершили благотворительную акцию по спасению жизни рок-журналистки Мелиссы Миллс, которая полугодом раньше заявила, что "если группа будет продолжать в таком же духе (имеется ввиду дебютный альбом UH — авт.), я застрелюсь." Необходимость в самоубийстве отпала, как только второй лонгплэй Uriah Неер "Salisbury" был завезен во все музыкальные магазины Европы и Америки. Новый диск получился на порядок интереснее и разнообразнее своего предшественника — чего только стоит знаменитый хит "Lady In Black" или титульная 16-минутная композиция с привлечением струнных и духовых инструментов малого (26 человек) состава лондонского симфонического оркестра. И не позднее чем на этом альбоме окончательно и бесповоротно сформировался, в общем-то, неповторимый, ярковыраженный и, самое главное, легкоотличимый стиль Uriah Неер. Несмотря на такое название, олицетворявшее в себе все самые худшие человеческие качества, музыка группы была просто переполнена фантазией, чувствовалась широта, слушателя охватывала мелодика, причудливые, мягкие, гармоничные переходы, возносившие на гребне и без того высокий голос Дэйва Байрона, органично переплетались с настоящими роковыми гитарами, чья тяжесть только усиливала эффект.
Пора, кстати, обратиться и к первым перемещениям в составе группы, про которую никогда нельзя было сказать "коллектив" в полном смысле слова. Достаточно заглянуть в любую рок-энциклопедию на букву U - большую часть обзорных материалов о Uriah Heep занимает перечисление десятка музыкантов, когда-либо числившихся в составе группы, обстоятельства их ухода и дальнейший творческий путь, который практически у всех успешно продолжался после расставания с "альма матер". Итак, первые кадровые перемены начались уже во время записи первого альбома. Записав свои партии для первых двух песен, из группы ушел барабанщик Алекс Нэпиер, положив тем самым начало почти двухлетним проблемам Uriah Heep с ударниками. На место Нэпиера пришел Нигель Олли Олссон (экс -Spencer Davies Group), который, дописав барабаны для "Very "Eavy, Very 'Umble", пожелал "юрикам" удачи и влился в ряды сопровождающей группы Элтона Джона Следующим хозяином ударной установки Uriah Неер стал Кейт Бэккер (экс-Bakerlоо, а также первый ударник Supertramp), который появился в группе после трехмесячного прослушивания целой толпы ударников. Как раз с ним был записан альбом "Salisbury". Но на этом сотрудничество Бэккера с группой и закончилось — в октябре "70 он ушел не только из Uriah Неер, но и из шоу-бизнеса вообще. Очередным "стукачем" стал экс-Cressida (также раскручиваемой Vertigo) Ян Кларк. И в таком вот составе исследуемый нами ВИА приступил летом 1971 года к записи своего третьего, как мы говорили раньше, диска-гиганта. Альбом назывался "Look At Yourself", то есть "взгляни на себя", что музыканты и предлагали сделать слушателям - лицевая сторона пластинки была покрыта фольгой, в которой как в зеркале можно было увидеть свое отражение.
По музыкальной части новое творение Uriah Неер в общем-то было в прежнем ключе, но прогресс был налицо. Бокс, Байрон и Хенсли, как авторы музыки и генераторы идей, не боялись экспериментов, и уже на альбоме #3 ввели в свою музыку ряд новшеств. Так на запись перкуссии для заглавной композиции были приглашены три музыканта из африканской группы Osibisa. А на "July Morning" и "Tears In My Eyes" можно услышать синтезатор самого Манфреда Мэна. Однако и без этого "Look At Yourself получился просто великолепным. "I wanna Be Free", "Look At Yourself", "Love Machine", "Tears In My Eyes" и, наконец, прославленная "July Morning", до сих пор — обязательный номер концертной программы Uriah Неер. Нельзя упускать из виду и факт первого попадания группы в национальный список самых популярных пластинок. В ноябре "71 альбом занял 39 строчку хит-парада — первое серьезное достижение группы, хотя нужно признать, что родные английские чарты никогда не баловали Uriah Неер высокими местами. За всю историю, лишь шесть альбомов группы попадали в национальный британский список, и только LP "75 года добрался до седьмой его строчки, остальные же не попадали даже и в TOP-20. Впрочем, никакая статистика не может сравниться с истиной, народной любовью, которая по отношению к нашим героям несомненно была, есть и будет.
Но вернемся к альбому "Look At Yourself". Нужно сказать, что помимо некоторых музыкальных новшеств, с этой пластинкой появились и - новшества организационного порядка. Прежде всего, на момент начала работы над новым диском истекали контрактные сроки с Vertigo. Но вместо того, чтобы продлить договор, Джерри Брон порвал с Vertigo, и объявил о новой компании, под крылом которой отныне будет работать Uriah Неер — Bronze, новая, собственная фирма Брона. К этому моменту, то есть к концу "70 года, Джерри Брон как бизнесмен уже достаточно твердо стоял на ногах, и почувствовав в своих подопечных еще более великое будущее — благо до этого проколов в их совместном сотрудничестве фактически не было, вложил в Ulriair Неер всю свою энергию, все силы и энтузиазм и, естественно, кругленькую сумму денег. Как показало время, Джерри Брон был великим организатором и, не боюсь этого слова, провидцем. В то время, пока группа работала над своим третьим альбомом, на Bronze были заново выпущены первые два, которые после выхода "Look At Yourself пользовались еще больших спросом, чем раньше, что вполне естественно. Последовали перемены и в составе группы. Первым отделился Ян Кларк, который решил завязать c бурной деятельностью музыканта, и заделался скромным учителем по игре на ударных. Хотя как говорит человек, пришедший на замену Кларку, "еще с самого начала 1970 года Кен (Хенсли) постоянно звал меня в Uriah Неер, но я был с головой в своей группе и Долгое время не соглашался." Так что вполне возможно, что Яна Кларка попросту "ушли". На его же место был рекрутирован... правильно, друг Хенсли еще по The Gods и Toe Fat барабанщик Ли Кирслейк, с той самой минуты ставший одной из центральных фигур в Uriah Неер, играющий в группе и по сей день.
В том же ноябре того же "71 "забрал свою трудовую книжку" и басист Пол Ньютон (чуть позже он появился в составе группы Off The Cuff, где некоторое время также играл его бывший коллега по группе барабанщик Кейт Бэккер), которого сменил Марк Кларк из группы Colosseum, созданной в свое время бывшими музыкантами John Mayall"s Bluesbreakers. Но уже в феврале 1972 года, он по приглашению своего коллеги по Colosseum Джона Хисмана, перешел в его (Хисмана) новую команду Tempest, откуда его в свою очередь в "77 переманили в блэкморовский Rainbow. Новым же басистом Uriah Неер был объявлен новозеландец Гари Тэйн из Keef Hartley Band, где он проиграл около трех лет, "Хипы" до сих пор вспоминают о нем, как о "самом серьезном человеке из всей группы, который говорил очень медленно, тщательно обдумывая и взвешивая каждое свое слово, каждый шаг, каждый поступок. Он был клевым парнем и очень профессиональным музыкантом, что лучше всего было видно по нашим концертным выступлениям, когда он единственный всегда с честью выходил из самых затруднительных моментов."
С приходом Гари Тэйна состав группы наконец-то стабилизировался, и оставался неизменным вплоть до весны 1975 года, записав за это время четыре великолепных студийных альбома, ставших классикой Uriah Неер. К первому из них приступили еще зимой, еще с прежним басистом Марком Кларком, чьи прощальные четырехструнные аккорды запечатлелись на единственной композиции "The Wizard", соавтором которой он, собственно, и являлся. И чтобы уж совсем закончить басовую тему, нужно отметить, что работа нового бас гитариста Гари Тэйна на "Demons & Wizards", а первый его альбом с UH назывался именно так, и последующих альбомах была оценена специалистами очень и очень высоко, и имеются даже утверждения, что Тэйн был одним из немногих басистов, впервые использовавших такой стиль игры.
"Золотой" состав Хип - Керслейк, Бокс, Тэйн, Хенсли, Байрон. 1973.
[iimg]http://www.geocities.com/sunsetstrip/6347/heep2.jpg[/img]
Но каким бы супер музыкантом ни был басист Uriah Неер, основную музыкальную линию группы всегда составляли, конечно, неподражаемый вокал Байрона, гитара Мика Бокса и клавишные задушевные излияния Кена Хенсли, чего на "Demons & Wizards"," который вышел в мае 1972 года, было в предостаточном количестве. Чего только стоит композиция "Easy Living" — одна из самых известных вещей Uriah Неер даже для людей далеких от их творчества. Не удивительно, что сей "хиповский" бриллиант в виде сингла облетел по радиоволнам практически весь мир, значительно пополнив армию поклонников Uriah Неер. И не без помощи "Easy Living" "Demons & Wizards" попал в американские хит-парады, а на родине, в Англии группа была приглашена на еженедельную и довольно престижную телепередачу "Top Of The Pops". Это был окончательный прорыв, который закрепил следущий альбом "The Magican"s Birthday" (ноябрь "72), a последнюю точку поставил двойной концертный диск "Uriah Неер Live.". Первый, нужно признать, не добавил ничего нового к творческому багажу группы, и за исключением "Sweet Lorraine", "Sunrise" и заглавной композиции, с годами не оставил никакого следа, хотя современниками был принят очень даже неплохо. Что же касается живого лонгплэя — настоятельные рекомендации по приобретению сего продукта (если кто-то еще до сих пор не сделал этого), в особенности только начинающим прохождение курса молодого Неер-омана, ибо на "Uriah Неер Live" "73 года есть все лучшее сделанное группой в их самый ранний период, включая завершающую пластинку сборку старых классических рок-н-роллов типа "Roll Over Beethoven". Считается, кстати, что за все "70-е не было круче концертников, чем Piirple-овский "Made In Japan" и "Uriah Неер Live", хотя если рассуждать с коммерческой точки зрения, между Неер и Purple был довольно значительный разрыв, в пользу последних. Альбом этот был записан в начале "73 года в бирмингемском зале "Odeon" в ходе мирового "The Magican"s Birthday — Tour", и на редкость удачно передает живую, концертную атмосферу и мастерство всех пятерых музыкантов. Вообще нужно сказать, что концертная работа Uriah Неер всегда несколько отличалась от оригинала, то есть от студийных пластинок. Впрочем, то же самое можно сказать и о других командах "70-х, работавших в том же хард-роковом цеху — те же Deep Purple, например. Выражалось это главным образом в совершенно неожиданных и непредсказуемых импровизациях, удлиняющих оригинальное время звучания какой — либо вещи в два, а то и в три раза. "Была у нас такая песня "Why", — рассказывает Кен Хенсли, — когда мы ее только-только придумали, она нам жутко понравилась, и на репетициях мы гоняли ее без конца. Однажды мы не могли остановиться аж 14 минут! Получилось так здорово, что мы даже переименовали песню в "Why 14 Minutes?", потом она, правда, была оставлена в прежнем варианте для B"side." Однако история с "Why" на этом не закончилась. На одном из концертов "Demons & Wizard — Tour" в Бельгии, дорожники Uriah Неер были просто ошарашены, когда в заключение шоу, вместо обычной "Gypsy" заиграли вдруг "Why", да еще в ее 14-минутной версии! "Нам просто захотелось чего-то нового, не совсем обычного" — сказал потом Мик Бокс.
Одновременно с "хиповским" концертником вышел и первый сольник Кена Хенсли "Proud Wbrds On A Dusty Shelf, записанный им в "Lansdowne Studios" между 1971 и "72 годами с помощью Гарри Тэйна и Ли Кирслэйка. Материал альбома, собственно, мало чем отличался от музыки Uriah Неер, что и понятно — на диск вошли вещи Хенсли написанные в свое время для Неер, но по разным причинам так и не вошедшие ни на одну пластинку. Да и от собственного стиля никуда не деться, тем более, что в записи принимали участие не один, а аж три участника Uriah Неер, В августе 1973 года Uriah Неер приняли участие в "British Music Palace' перед 8000-ной толпой фэнов в качестве главной группы — одно из Uriah Неер выступлений того времени. Вместе с ними, в концерте Alex Harvey Band, Manfred Mann's Earth Band, Гари Мур и Heavy Metal шестой студийный альбом Uriah Неер 'Sweet Freedom', в коммерческом успешных LP группы. Название альбома очень кратко и предельно музыкантов на данный момент. Незадолго до начала записи контракт со своими американскими дистрибьютерами, фирмой Mercury, стало для группы свободой. Сладкой свободой. Но не смотря на полюбился и в Штатах, чему поспособствовал сингл "Stealing", бесспорно лучший трэк пластинки.
Но, несмотря на этот факт, чувствовался явный спад активности в рядах Uriah Неер, что подтвердил следующий альбом 'Wonderworld', не принесший миру почти что ни одного хита. Вышедший всего полгода спустя после 'Sweet Freedom' этот диск был записан на скорую руку неорганизованно, и стал одним из самых неудачных "хиповских" творений. Последовавшие же следом гастроли также оказались провальными. Правда дело тут было не столько в музыкальных способностях музыкантов, которые по — прежнему оставались на самом высоком уровне, сколько по части нарушения элементарных правил техники безопасности. Судя по всему, дорожные рабочие Uriah Неер не доучили в школе электротехнику, и на одном из концертов — было это в американском городе Даллас в сентябре '74, вследствие грубейшей ошибки в подключении аппаратуры, басист Гари Тэйн получил сильнейший удар электротоком, чуть было не стоивший ему жизни. (Случай этот основательно сдвинул крышу Тэйну, он стал нервным, раздражительным, и в конце концов, сославшись на проблемы со здоровьем, появившиеся после того злополучного концерта, в феврале 1975 года группу Uriah Неер покинул.
Удар током явно задел что-то в нервной системе Гари Тэйна. Вернувшись домой, он забросил музыку, стал замкнутым, почти ни с кем не общался, пристрастился к наркотикам, и 19 марта 1976 года был найден в своей квартире без признаков жизни, в результате пресловутой передозировки... Последним LP, запечатлевшим великолепную игру Гари Тэйна стал второй концертный альбом Uriah Неер 'Live At Shepperton', выпушеный в конце '74 — запись как раз с самых последних выступлении группы в составе Байрон / Бокс / Кирслейк / Тэйн / Хенсли.
Uriah Неер, между тем, вовсю продолжали свою рок-н-ролльную деятельность с новым бас- гитаристом. За долгие годы "хипы" уже настолько привыкли к частым переменам состава своей группы, что новые люди отыскивались практически мгновенно. Итак, весной '75 место ушедшего Гари Тэйна занял старый знакомый Ли Кирслэйка Джон Веттон. Свою музыкальную карьеру Веттон начинал с группы Mogul Thrash, далее он басил в King Crimson, Family и, непосредственно перед Uriah Неер, был участником Roxy Music. Таким образом, казалось бы быстро оправившиеся от потери такого уникального музыканта как Гари Тэйп, Uriah Неер бодрым шагом вошли в студию, и уже в июне месяце представили на СУД слушателей свою новую пластинку 'Return То Fantasy'. -)тот альбом, как ни странно, оказался самым продаваемым альбомом Uriah Неер вообще, и в Англии в частности, и кроме того попал аж на 7-е место национального списка — самое большое хит- парадное достижение Неер за всю их историю. А "как ни странно" — это потому что несмотря на музыкальный материал высочайшего класса, отношения внутри группы уже тогда были весьма натянуты. Причиной послужил именно новый басист. "Когда Джон пришел в группу, мы все облегченно вздохнули, — рассказывает Кен Хенсли, — Обстоятельства ухода Гари были немного странными и даже загадочными. Последние пару месяцев его пребывания в группе подействовали на всех далеко не благоприятно. Не сказать, что мы были разобщены, но всем чего-то очень сильно не доставало. И с появлением Веттона, появилось нечто вроде второго дыхания, но ненадолго. 11олучилось так, что из плохого вышло худшее. Джон оказался совсем не тем человеком, который требовался для Uriah Неер, и в конце концов он ушел — неверное ему тоже были не в кайф такие отношения."
1975: На концерте - Байрон, Уэттон, Хенсли.
Исходя из вышеприведенной цитаты, и альбома '76 года 'High & Mighty', можно сделать вывод, что именно этот лонгплэй стал апогеем, мягко говоря, не лучших отношений Джона Веттона со своими новыми коллегами. Альбом получился слабоватым, и по мнению многих Неер-оведов, самым худшим продуктом Uriah Неер байроновской эры. На вкус и цвет, конечно, но... Да II Вайрон с Хенсли в этот период не очень-то думали о своей основной работе, больше занимаясь сольной деятельностью. Последний, весной '75 записал свой второй сольник 'Eager То Please'. Что же касается Байрона, то он впервые попытал счастья на этом поприще — в январе '76 выходит альбом 'Take No Prisoners', который и натолкнул Дэйвида на мысль об уходе из Uriah Неер (правда в записи альбома ему помогали и Мик Бокс, и Ли Кирслейк, и сам Кен Хенсли). Кроме того, Дэйвид Байрон уже не первый год злоупотреблял алкоголем, наркотиками, что совсем не способствовало здоровым отношениям внутри группы. "Дэйв относился к тому типу людей, которые не всегда могут достойно встретить какие-то негативные вещи, — говорит Кен Хенсли, — Когда у нас начинались неприятности, он начинал сильно пить. И к '76 году это почти достигло апогея, по крайней мере, за тот период, когда он был с нами, в Uriah Неер. А тут еще сообщение о смерти Гарри... Дэйв посвятил ему песню "Man Full Of Yesterday" со своего альбома..."
Итак в июле 1976 года, после завершения гастролей в Испании, старейший музыкант Uriah Неер, один из ее основателей, автор многих лучших композиций группы, великолепный вокалист Дэйвид Байрон распрощался со своим коллективом навсегда. А буквально через месяц и Джон Веттон уложил свой бас в кофр, и снова отправился играть к своему приятелю Брайану Ферри в Roxy Music. Далее, послужной список Веттона пополнился такими именами как U.K., Asia, а также проектом Phenomena II. Что же до Дэйвида Байрона, то уже в сентябре вместе с барабанщиком The Wings Джеффом Бриттоном и основателем Humble Pie гитаристом Клемом Клемпсоном основал новую команду Rough Diamond, В мае '77 группа выпустила дебютный альбом и дала ряд клубных концертов, после чего развалилась. "Вначале у нас возникли проблемы с менеджментом, — вспоминает Клемпсон, — они хотели зарядить нас в хэдлайн-тур по Англии, нам же пока было больше интересны именно клубные концерты — почти все из нас уже достаточно наигрались в больших залах и на стадионах. А потом начались и разногласия с Дэйвидом. Как оказалось его взгляды на музыку и Rough Diamond в частности, и наши — две абсолютно разные вещи. Работать вместе и дальше было уже просто невозможно. Думаю, все чувствовали себя не в своей тарелке, так что все было вполне закономерно." В октябре '77 весь состав Rough Diamond (естественно минусе Байрон) переименовываются в группу Champion.
В октябре 1978 года Байрон выпускает второй сольный альбом 'Baby Faced Killer', а затем в '81:— третий LP 'On The Rocks', который одновременно оказался и последним. Со своим уходом из Uriah Неер, Дэйвид Байрон не избавился от своего чрезмерного пристрастия к Зеленому Змию, которое постепенно перешло в хроническую болезнь. Как результат — студийная работа и концертные выступления бывшего "хиповского" вокалиста становились все менее и менее профессиональными; однажды он свалился на сцену без сознания прямо во время самой первой песни! Дэйвид Байрон долго держался, но участь его была давно предрешена: герой хард рока '70-х закончил свой жизненный путь 28 февраля 1985 года...
Алексей Глебов