В 1988 году на обломках группы GREEN RIVER возникла группа MOTHER LOVE BONE и немедленно произвела фурор среди критиков. В то время к музыкантам из GREEN RIVER Стоуну Эменту, Джеффу Госсарду (ex-DUCKY BOYS) и Брюсу Фэируэзеру примкнул вокалист и клавишник Эндрю Вуд, а также барабанщик Грег Гилмор. Группа получила контракт с Polygram и начала студийную и концертную деятельность. В один из совсем нехороших дней Эндрю Вуд был найден мертвым. Причину смерти установили быстро - передоз. Уже после его смерти были изданы миньон Shine и полноформатный альбом Apple. Поскольку фронтмена у группы не стало, остальные музыканты решили больше не использовать имя MOTHER LOVE BONE.
Вместе со своими друзьями из группы SOUNDGARDEN, Мэттом Кэмероном и Крисом Корнеллом, Эмент и Госсард создали проект TEMPLE OF THE DOG и записали одноименный альбом. Пластинка имела определенный успех, поэтому этот же состав решил работать вместе и дальше, взяв себе название PEARL JAM. Но не сразу…
Для новообразовавшейся группы был найден еще один гитарист по имени Майк МакКреди, вместе с которым было записано трех-песенное демо. Запись была подарена барабанщику Джеку Айронсу (ex-RED HOT CHILI PEPPERS), а тот передал ее своему знакомому, 25-летнему серферу по имени Эдди Веддер. Веддеру так понравился материал, что он записал на музыку свой вокал (трилогия Mamason) и выслал доделанную запись обратно Госсарду.
Госсард и Эмент были впечатлены услышанным и немедля вызвали Веддера из Сан-Диего, дабы порепетировать вместе.
Дела у группы шли неплохо. Вскоре появился новый барабанщик по имени Дэйв Крусен, вместе с которым группа стала называться MOOKIE BLAYLOCK (по имени одного из защитников баскетбольной команды NJ Nets), однако из-за проблем с правами на это имя пришлось переименовываться в PEARL JAM (по легенде у Эдди была тетя по имени Перл, которая варила весьма специфический джем с добавлением пейота). Впрочем, группа держала в уме имя Блэйкока, но так как использовать его было нельзя, то прославить этого великого спортсмена решено было, использовав его номер в качестве названия для дебютного альбома, который был выпущен в августе 1991 года на лэйбле Epic Records.
Вскоре PEARL JAM стали ключевой фигурой на музыкальной сцене Сиэтла, встав в один ряд с такими командами как NIRVANA, ALICE IN CHAINS и SOUNDGARDEN. Более того, тиражи продаж альбома PEARL JAM превышали тиражи группы NIRVANA. И это не удивительно, ведь PEARL JAM играли музыку, способную раскачать стадион. Их мощные рифы смешанные с агрессией пост-панка 80-ых нравились всем, в том числе и радиостанциям. Курт Кобэйн даже с немалой доли ревности называл их коммерцией и трендом, однако потом Кобэйн и Эдди Ведер помирись и даже стали друзьями.
Ten - дебютный альбом группы - содержал 11 песен, записанных в одном ключе. Лирика в основном состояла из тем про смерть и серийных убийств. Например песня Jeremy рассказывает о мальчике, застрелившимся перед своими одноклассниками (правдивая история, кстати, которая еще раз повторилась 10 лет спустя). Кажется, в лице PEARL JAM Америка обрела еще одних провидцев, а может быть просто эти люди чувствовали пульс нации, которые осознавали, к чему катится мир и предупреждали об этом заранее. Трилогия Mamason (состояла из песен Alive, Once, и Footsteps в качестве би-сайда) может быть в общих чертах интерпретирована как история о мальчике, который вырос и стал серийным убийцей, а потом попал в тюрьму…
Вскоре после релиза Ten из группы уходит барабанщик Дэйв Крусен, на его место был взят Дэйв Аббруззесе….
Группа мощно стартовала на концертном поприще. Жесткий туровый график даже привел к нервному срыву у Веддера. Концерты пришлось отложить до лучших времен. Веддер репетировал с THE DOORS, которые собирались воссоединиться на один концерт по случаю создания выставки группы в Зале Славы Рок-н-Ролла. А остальные музыканты занялись своими делами. Например, Госсард решил сделать свой сайд-проект, который назвал BRAD, который в начале 1993 года выпустил альбом Shame…
Благодаря радиоэфирам и MTV (играли в передаче Unplugged), аудитория PEARL JAM росла неимоверными темпами на протяжении всего 1992 года. Группа принимала участие в кочующем фестивале Lollapalooza, ей предлагали писать саундтреки к фильмам. Но несмотря на сверхзвездный статус, PEARL JAM с недоверием относились к разнообразным представителям музыкальной индустрии и к их предложениям. Так, музыканты отказались снимать клипы и выпускать синглы на материал со второго альбома Vs. Nevertheless, вышедшего в 1993 году. Сам альбом имел огромный успех и заработал не один платиновый статус. Шутка ли, в первую неделю после релиза объем продаж достиг миллиона экземпляров. В поддержку нового альбома PEARL JAM отправились в тур, однако на стадионах группа играть отказалась, сделав свой выбор в пользу более мелких площадок (несколько концертов было даже в студенческих городках). Это было весной. А летом группа никуда не поехала, отменив очередной тур из-за разногласий с компанией Ticketmaster (распространители билетов), которые принуждали местных промоутеров повышать цены до 20 долларов и выше. Музыканты подали на Ticketmaster в суд, обвинив компанию в нечестном ведении бизнеса. Пока тянулись судебные разбирательства, группа воспользовалась перерывом и записала материал для нового альбома. Сразу после завершения студийной работы из PEARL JAM был уволен барабанщик Дэйв Аббруззесе, а ему на смену был взят Джек Айронс (ходили слухи, что на эту должность хотят взять Дэйва Грола из NIRVANA, однако это были всего лишь слухи).
Релиз альбома, который получил название Vitalogy, пришелся на самый конец 1994 года. Первые две недели альбом можно было купить только в виниловом варианте, но даже в таком виде он смог неплохо продаться и даже попал в чарты. Как только в магазинах появились привычные всем CD и аудиокассеты, рост продаж (можно даже сказать, взрыв) поднял альбом на вершины большинства хит-парадов, а сам очень быстро начал получать платиновые статусы один за другим.
Вернемся к боданию с Ticketmaster, которое залезло аж в 1995 года. Как оказалось, игра не стоила свеч. Суд вынес решение в пользу Ticketmaster…
Тем временем, в начале 1995 года PEARL JAM снова засели в студию, где записали альбом с участием Нила Янга. Отсутствие концертов в этот период позволило Эдди Веддеру отправится в тур со своим очередным проектом под названием HOVERCRAFT (где также играла его жена Бет). Стоун Госсард тем временем создал свой собственный лэйбл Mad Season. Майк МакКреди создал сайд-проект с Лэйном Стэйли из ALICE IN CHAINS и даже выпустил альбом под названием Above весной 1995 года…
Альбом Mirror Ball (тот самый, что записывался с Нилом Янгом) вышел в продажу под именем Нила Янга (он был автором всего материала). Многие наверно и не подозревают об этом диске, ведь в буклете название PEARL JAM нигде не фигурирует, хотя имена музыкантов, принимавших участие в записи, должным образом там отражены. Сами же PEARL JAM выпустили осенью 1995 года сингл Merkinball, содержащий материал, записанный во время этой студийной сессии. На диске представлено всего две песни I Got Id и Long Road.
Первые три альбома PEARL JAM были мощными, коммерчески успешными и любимыми музыкальными критиками. После этого деятельность группы пошла на спад, они теряли фэнов, да и музыка двигалась в каком-то некоммерческом направлении, все больше и больше делая справедливым ярлык альтернатива, который висел на группе с самого ее рождения.
Летом 1996 года PEARL JAM выпускают свой новый полноформатный альбом под названием No Code. Хотя рецензии на альбом были в основной своей массе положительными, его странное звучание, сочетающее в себе рок, бит и прочие эксперименты, разочаровали основную массу фэнов группы. Альбом дебютировал на первом месте в чартах, однако очень быстро он потерял позиции и вообще исчез из хит-парадов. Это ударило и по концертам. С таким материалом очень сложно было организовать полноценный тур, да еще Ticketmaster могли создать лишние проблемы, у них до сих имелся зуб на PEARL JAM.
Большую часть 1997 года группа находилась в тени, работая над новым материалом. Госсард еще раз воспользовался перерывом и записал со своим проектом BRAD новый альбом под названием Interiors. К концу года у группы был готов материал нового альбома.
Альбом Yield, согласно пресс-релиза, являлся возвращением к звучанию первых альбомов группы. Прямолинейный роковый звук и всё такое… но это не помогло. Рецензии, как и в случае с No Code были очень хорошими, но альбом провалился в продажах, так же как и его предшественник. Многие бывшие фэны уже не интересовались творчеством PEARL JAM после откровенно экспериментального альбома No Code. В то же время нежелание группы осовременить и коммерциализировать собственное звучание привело к тотальному упадку. Хотя может быть в этом и нет вины музыкантов. Грандж умирал в целом как направление, а это означало все меньшие цифры продаж альбомов, сколь хороши они бы не были.
Все лето 1998 года PEARL JAM провели в туре в поддержку альбома Yield. Группа выступала на стадионах и больших концертных залах. Из-за неважного состояния здоровья в тур не поехал Джэк Айронс. Его заменял Мэтт Камерон (ex-SOUNDGARDEN). В конце года вышел концертный альбом Live on Two Legs.
Однажды записанный кавер на песню Last Kiss Фрэнка Уилсона, и предназначенный только для фэн-клубовского сингла, содержащего и другие нелепые каверы, неожиданно начал пользоваться спросом. Пришлось издавать Last Kiss в виде нормального сингла, так как многие радиостанции желали получить себе в эфир эту песню. Так, совершенно случайно, Last Kiss стал самым хитовым хитом у PEARL JAM, хотя он для этого и не предназначался.
В 2000 году группа выпускает свой очередной альбом под названием Binaural, который продюсировал Чад Блэйк.
Решив покончить с бутлегерами раз и навсегда, группа записывает все свои концерты мирового тура (кроме одного, где в давке погибло 9 человек) и выпускает их в виде беспрецедентной серии двойных альбомов. Каждый из 72 томов этого собрания концертных сочинений содержал полную версию концерта. Пять из этих концертников даже попали в чарты журнала Billboard, благодаря чему PEARL JAM попали в книгу рекордов Гиннеса, как первая в истории музыки группа, у которой сразу пять новых альбомов попали в чарты в течение одной недели.
На последнем альбоме группы, который назывался Riot Act (2002), музыканты вновь решили ничего не делать со своим уже не модным звучанием. Темой альбома стало осуждение жажды наживы и жадности. Досталось и Джорджу Бушу, которому посвящена песня Bushleaguer. Альбом получился гораздо лучше не оправдавшего ожидания Binaural. PEARL JAM снова восстановила утраченные было позиции…
В июне 2003 года группа официально объявила о прекращении контракта с Epic Records, с которыми PEARL JAM 12 лет. Многими этот шаг рассматривался как удачный, типа: Одна организация отделяется от другой. Самая популярная и значительная американская группа 90-ых добровольно отказывается от наследия одной из величайших медиа-компаний мира… Музыканты уточнили, что на другой лэйбл пока переходить не намерены, ибо им сейчас не до этого. Тогда специалисты говорили, что если PEARL JAM смогут выжить и развиваться дальше самостоятельно, это будет начало краха всей музыкальной индустрии, по крайней мере, в таком виде, какой она существует сейчас.
PEARL JAM всегда были неординарной группой, и на всем протяжении своей истории вытворяли совершенно невообразимые вещи. Чего только стоит тот факт, что лишь первый альбом был выпущен в стандартной и ничем не примечательной коробке на обычном CD и с правильным буклетом.
life wasted
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=qL-96mkx0PI&feature=related[/youtube]