Жанр: драма
Режиссёр: Сергей Соловьёв
Авторы сценария: Сергей Ливнев, Сергей Соловьёв
В главных ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин
Композитор Борис Гребенщиков, Виктор Цой и другие
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 145 мин
Страна СССР
Год 1987
«Асса» — фильм Сергея Соловьёва. Первая часть трилогии режиссёра «Асса» (1987) / «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) / «Дом под звёздным небом» (1991) [1].
В фильме фигурируют массово популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни «Аквариума», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому, фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений советского рока, по мнению его поклонников, достигшего пика своего развития в 1980-х годах.
Сюжет
Действие фильма происходит в 1980-м году, зимой в Ялте. Молодая медсестра Алика сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается крупным бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает «койко-место» и знакомится с сыном хозяйки квартиры — жизнелюбивым вольным художником Банананом.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение. Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «я живу в заповедном мире моих снов».
В руки Крымову попадает фотография Алики и Бананана, что выводит его из себя. Сначала он хочет утопить парня, и заплывает с ним далеко от берега в зимнее Черное море, но что-то отвращает его от мысли об убийстве. Потом Крымов пытается Бананана подкупить с условием, что тот на время его отпуска покинет Ялту, но Бананан отказывается. Тогда Крымов отдаёт приказ своим подручным убить Бананана.
Между тем за самим Крымовым пристально наблюдают сотрудники спецслужб (милиции и КГБ). Даже находясь в отпуске, Крымов планирует новое преступление, связанное с кражей скрипки Гварнери.
Осуществить преступление ему не удаётся. Алика, узнав, что Крымов виновен в смерти Бананана, убивает его из пистолета, случайно попавшего ей в руки.
В эпилоге фильма Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца нудного инструктажа сотрудницы ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждём перемен». Во время исполнения кадры сменяются - перед Цоем появляется огромная аудитория молодежи с огоньками в поднятых руках.
В фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, переносящая на экран эпизоды книги «Грань веков» Натана Эйдельмана, которую в ходе основных событий читает Крымов. Эта историческая книга описывает последние дни жизни и насильственную смерть российского императора Павла I в 1801-м году.
Название фильма предложено Сергеем Бугаевым, исполнителем роли Бананана.
Места съёмки
Фильм снимался, естественно, в Ялте. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Канатная дорога от набережной Ялты до холма Дарасан стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны.
Можно также указать на небольшую неточность в фильме. Крымов и Бананан едут из Ялты в Симферопольский ипподром. События фильма происходят в 1980 году тогда как в Симферополе ипподром прекратил существование еще в начале 1970-х.
Эпизод с исполнением песни «Мы ждём перемен» снимался в Зелёном театре Нескучного сада. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой «Мы ждём перемен» исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую.
Интересные факты
По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Фраза Бананана «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Мартин Иден)
Крымов цитирует Пушкина:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Евгений Онегин, Глава 3 , XXXVII
Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
В качестве своих кумиров Бананан упоминает Бориса Гребенщикова и Ника Кейва
Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова.
Рабочее название фильма «Асса» — «Здравствуй, мальчик Бананан!», взятое из альбома Банановые острова. Под этим названием проходили кинопробы.
Известные цитаты из фильма:
Вы хотите говорить по телефону? Нет. По граммофону!
Я живу в заповедном мире моих снов.
— Ну чего ты себе это одел? А может, ты пидор???!!!
— Сам ты пидор!
— Это я пидор?!!! Нннаа!!..
Я был нетрезв. Моё поведение не достойно советского офицера. Я приношу свои извинения.
— Только такой необразованный мурзик, как вы, может не знать Гребенщикова.
— Гребенщикова? А кто это?
— Это бог, от него сияние исходит.
Всё изменила революция.
Он поэт, он на белом свете живёт.
— У меня такое чувство, что я сплю с Пеле.
— Во-первых, у Пеле был десятый номер. А во-вторых, не хватало ещё, чтобы ты спала с футболистом.
— Какая разница, я сплю с теннисистом.
Ты бы ещё генералиссимусом вырядился, урод!
Сколько раз я летал… во сне. И осуществлял стыковки… и расстыковки. Я выходил в открытый космос. И там парил.
Кончен бал. Тушим свет и курим солому.
Текст сложный. Три раза нужно сказать «нет», потом «шесть», потом слово «женский».
— Все дело в том, что ты без очков. Надень.
— Так они ж без стёкол.
— Главное не стёкла. Главное — ощущать себя зрячим человеком.
Товарищ! Мне трудно отвечать на вопросы. Меня мутит. Я уже полпарохода заблевал.
— Ты что, майор?
— Майор.
— Почему?
— Нипочему. Обыкновенное воинское звание.
— Почему не лейтенант?
Коммуникативная труба. Садись. Допустим, тебе хочется поделиться со мной какими-нибудь своими душевными переживаниями. Приводим трубу в позишн намба ван. Ты туда говори, а я сюда ухом.
— Кстати, я хотел извиниться за тот рубль.
— А вы хотите, чтобы я вам его вернул?
— Игра называется «Бангладеш». Я сам придумал. Вот, загадай какую-нибудь цифру.
— Загадала.
— И я загадал. Ну, скажи, какая у тебя.
— Семь.
— Семь. У меня восемь — я выиграл.
— Где твоя камера?
— Типун вам на язык! Мы должны быть добрее друг к другу, товарищ.
Пальма в снегу, Ялта зимой.
Мама, мне не шестнадцать лет. Я уже давно не ребёнок.
А рубль я ваш пропил. На кофе извёл.
Первый космонавт погиб! Гагарина нет! Я плакал. Я плакал, но я знал, что первым космонавтом я не хотел быть. Я не идиот!
Не скучай, Шар. Сейчас в тюрьму поедем..
Вить, правда, что ты Витя ?
Он наш негр. Советский. Социалистический.
А это — певец мой любимейший, Ник Кейв.
В огне не горит. В воде тонет.