Кинопроизведения, ставшие в каком-то смысле легендарными, порождают новые мифы. То вдруг данные по посещаемости оказываются завышенными (якобы 98 миллионов зрителей посмотрели в СССР эту ленту Меньшова, которая благодаря такой приписке наконец-то смогла превзойти показатели абсолютного рекордсмена советского кинопроката — мексиканского фильма «Есения»), то в анонсе НТВ сообщается, что на картину «Москва слезам не верит» стояли… очереди американцев. Хотя она, несмотря на полученный «Оскар», собрала в США вдвое меньше, чем «Утомлённые солнцем», другой отечественный лауреат премии Американской киноакадемии.
Тем не менее, является правдой то, что ленту Владимира Меньшова по сценарию Валентина Черныха увидел практически каждый второй житель СССР (если не считать малых детей и престарелых), и она занимает промежуточное — второе по счёту — положение в списке советских лидеров проката: между имеющими приключенческие мотивы фильмами «Пираты XX века» и «Экипаж». Впрочем, наибольшим успехом «Москва слезам не верит» пользовалась именно у женщин, и некоторые зрительницы смотрели её в кинотеатрах по 5—7 раз. И эта история повторяется, в принципе, каждый раз, когда картину показывают ныне по телевидению.
Мелодрама о приезжей девушке, которая однажды проснулась уже директором крупной фабрики и вдобавок заполучила идеального мужчину (один из откликов в газете был озаглавлен: «В какой электричке едет Гоша?»), должна была бы, по метафорически точному определению критика Юрия Богомолова, относиться к жанру «валерьяновых капель». Конечно, можно найти аналоги и в старом советском кино — прежде всего, это «Светлый путь» Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли (совпадают даже профессии героинь-ткачих). Но ведь и та оптимистическая комедия рубежа 30—40-х годов делалась не без влияния голливудских сказок о «леди на день» и «мистере Смите», который «едет в Вашингтон». Поэтому лента Меньшова вполне могла бы называться «Катерина едет в Москву», а известная работа Фрэнка Капры, в свою очередь, так: «Вашингтон слезам не верит».
И совершенно понятно в этом плане искреннее недоумение отдельных американских кинематографистов, когда у них по приезде в Москву всегда с особым пристрастием допытывались: по какой такой неведомой причине дали «Оскар» советскому фильму «Москва слезам не верит»? На самом-то деле, в типичной социалистической мелодраме о лимитчице (никто не задался целью проанализировать и то, что её суперуспех в прокате как раз совпал по времени с Олимпиадой в Москве, когда город был почти закрыт для въезда) американцы узнали свою — и достаточно актуальную — историю о self-made woman, которая упорно и целеустремлённо добивается осуществления собственной мечты о prosperity.
Цитаты из фильма:
- Хэллоу. Общежитие слушает.
- Вас пора раскулачивать за использование рабсилы со стороны.
- За квалифицированную работу надо и платить соответствующе.
- Не учите меня жить, лучше помогите материально!
- Телевидению принадлежит будущее… Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение.
- Сто лет ничего сохраниться не может. Вот ты – всю жизнь правильно жил, и вот они – три волосины в пять рядов.
– Сейчас модно носить лысину.
– А это что [показывает на «пивной» живот]?
– А это – комок нервов!
- Глухо, как в танке!
- Какие люди, и без охраны!
- Всё, засосало мещанское болото.
- Молодец ты, Катя, всего, чего хотела, в жизни добилась. Мы тебя своим ребятам всегда в пример ставим.
– Ага, ты только ребятам пока не рассказывай, что когда всего в жизни добьёшься, больше всего волком завыть хочется.
- То, что у меня нет обручального кольца, вовсе не означает, что я не замужем.
– Даже если бы у Вас было три обручальных кольца, всё равно Вы не замужем. У Вас взгляд незамужней женщины.
- Александра, а как тебя мама называет?
– Маруся.
- Он кто?
– Слесарь.
– А откуда он взялся?
– С электрички…
- Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.
- Как видишь – жив, здоров и даже довольно упитан.
- А что вообще в мире делается?
– Стабильности нет. Террористы опять захватили самолёт.
- А заодно запомни, что всё и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я – мужчина.
- Предлагаю дружить домами!