W.A.S.P. — американская метал-группа, сформированная в 1982 году и ставшая частью лос-анджелеской глэм-метал сцены, также включавшей Mötley Crüe, Ratt, Quiet Riot и др. Коллектив приобрёл известность в 1980-х гг. и по-прежнему её удерживает, периодически выпуская альбомы и проводя гастрольные туры.
W.A.S.P. стали популярны во многом благодаря поведению музыкантов, сексистской лирике и шокирующим выступлениям, которые в ранние годы существования включали элементы софт-порно и садомазохизма. Подобное поведение спровоцировало несколько судебных исков, которые коллектив выиграл.
Группа по-прежнему продолжает выпускать альбомы и гастролировать, практически не используя ранние шокирующие элементы шоу и лирики. Единственным участником, оставшимся с первого состава, является лидер W.A.S.P. гитарист и вокалист Блэки Лолесс.
Название группы
Блэки Лолесс никогда полностью не раскрывал тайну происхождения аббревиатуры, ставшей названием группы. В соответствии с надписью на обложке первого альбома и заялениям Лолесса во время концертов W.A.S.P. следует расшифровывать как «Мы — сексуальные извращенцы» (англ. "We Are Sexual Perverts"). Но вместе с тем существует множество других толкований, среди которых и изначальное значение аббревиатуры, а также — «оса» англ. wasp. В одном из интервью, уклоняясь от прямого ответа на вопрос о происхождении названия, Лолесс ответил: «Мы не уверены, приятель» (англ. "We ain't sure, pal").
Существует также версия, что имя группы возникло, когда Лолесс и другой участник коллектива Рик Фокс (англ. Rik Fox) гуляли по саду, размышляя над названием, и увидели осиное гнездо под деревом. позже между буквами были вставлены точки, чтобы логотип выглядел более зрелищно.
История группы
Период до основания
История группы W.A.S.P. неразрывно связана с именем её отца-основателя и идейного вдохновителя — Стивена Дьюрена, более известного под псевдонимом Блэки Лолесс (англ. Blackie Lawless), которое Стивен получил ещё в школьные годы за чёрный цвет волос и хулиганское поведение (Blackie — чернявый, Lawless — беззаконный).
До создания W.A.S.P. Дьюрен участвовал в нескольких малоизвестных коллективах, вершиной его успеха в начале музыкальной карьеры была пара выступлений с нью-йоркскими панками New York Dolls, куда он был приглашён на место гитариста Джонни Тандерса. Вместе с другим участником этой группы Артуром Кейном Дьюрен переехал в Лос-Анджелес, где музыканты основали группу под названием Killer Kane Band. Выпустив один ЕР коллектив распался — Кэйн вернулся в Нью-Йорк, а Дьюрен остался на Западном Побережье. В Лос-Анджелесе Дьюрен продолжил музыкальную карьеру, выступив основателем и лидером коллективов Sister, Circus-Circus, London. Уже тогда Лолесс проводил эксперименты с имиджем, используя в концертных шоу шокирующие элементы: поедание червей, заталкивание живых крыс в мясорубку.[4] В то же время происходит знакомство Дюрена с металической сценой Лос-Анджелеса: вместе с ним в одной группе играет будущий басист Mötley Crüe Никки Сикс (англ. Nikki Sixx), ещё один гитарист Sister Рэнди Пайпер позже станет сооснователем W.A.S.P. По некоторым сведеньям вместе с Лолессом в те годы играли также Слэш и Иззи Стрэдлин (будущие участники Guns N' Roses), а также Фред Кюри (будущий участник Cinderella)[5]. Тогда же через журнал «Hustler» Дьюрен познакомился с гитаристом Крисом Холмсом (англ. Chris Holmes), который впоследствии также станет участником скандальноизвестного коллектива.
Поскольку в конце 1970-х гг. метал не пользовался популярностью, коллективы, в которых принимал участие Дьюрен, распались.
Ранний период (1982—1984)
Не оставляя попытки добиться успеха с собственной группой, в 1982 году Лолесс, накопивший достаточно материала, предложил Ренди Пайперу основать новую группу. Помимо них в первый состав W.A.S.P. вошли Рик Фокс (англ. Rik Fox) и Тони Ричардс (англ. Tony Richards). До этого времени Лолесс отрицает участие Фокса в первом составе W.A.S.P., однако существующие фотографии первой фотосессии музыкантов доказывают этот факт. Вскоре место басиста в группе занял Дон Коста (англ. Don Costa), однако вскоре и он был вынужден покинуть группу по той причине, что свою неудачную игру на сцене он заменял элементами шоу (во время игры переворачивал гитару, на обратной стороне которой была прикреплена тёрка, и лупил рукой по лезвию, разбрызгивая кровь). Получив предостережение со стороны Блэки остаться без пениса в случае повторения подобной выходки, Коста в тот же вечер покинул группу, присоединившись к сопровождающему составу Оззи Озборна, где, правда, также на долго не задержался. Примерно в то же время к группе присоединился гитарист Крис Холмс.
Дорога к успеху (1984—1989)
В том же 1983 году один из концертов группы посетил менеджер Iron Maiden Род Смоллвуд. Поражённый выступлением группы, он решил посодействовать в заключении контракта группы с компанией звукозаписи. В начале 1984 года W.A.S.P. были подписаны на Capitol Records и группа приступила к записи их дебютного альбома «W.A.S.P.». Творчество группы мгновенно привлекло внимание организации Parents Music Resource Center (Родительский комитет по вопросам музыкальной цензуры), руководимой Типпер Гор, женой известного американского политика, будущего кандидата в президенты США Альберта Гора. Организация потребовала от Capitol полностью разорвать контракт с группой, но добилась своей цели лишь частично: компания выпустила альбом с одноимённым названием «W.A.S.P.», но без сингла «Animal (Fuck Like A Beast)», который планировалось выпустить только в Европе в чёрном пластиковом конверте с наклейкой, предупреждающей о содержании оскорбительных текстов. Сингл всё же был издан независимым лейблом Music For Nations, который выпустил запись в оригинальном конверте в апреле 1984 года. Стикер на конверте гласил: «Сингл, который они не хотели чтобы вы услышали в конверте, который они не хотели чтобы вы увидели с названием, которое они не хотели, чтобы мы напечатали…». Тогда было раскуплено более 400 тысяч копий.
В августе альбом «W.A.S.P.» (оригинальное название предполагалось «Winged Assassins») был выпущен, без первого трека, сопровождаемый синглом «I Wanna Be Somebody», выпущенным в сентябре. Песни с этого альбома («I Wanna Be Somebody», «L.O.V.E. Machine», «Sleeping (In The Fire)») стали классикой раннего W.A.S.P. и по нынешнее время исполняются группой на концертах. Содержащая мистическую лирику песня «Sleeping (In The Fire)» также принесла группе славу дьяволопоклонников из-за строчек: «Почувствуй вкус любви, магии Люцифера, которая ошеломит тебя. Ты чувствуешь, что она делает, и пьянеешь от любви, ты спишь в огне!»
Тем не менее слава, пусть и скандальная, позволила группе провести турне в Англии. Правда, перед самым началом британской части турне, Тони Ричардс покинул группу. Он был заменён барабанщиком из Keel Стивом Райли (англ. Steve Riley). После окончания тура был выпущен ешё один сингл «School Daze».
В мае 1985 группа приступила к работе над вторым альбомом «The Last Command». Диск записывался в Лос-Анжелесе, в Pasha Studios под руководством Спенсера Проффера. Запись альбома заняла 4 месяца. Большинство песен были написаны ещё во время первого турне. Песни «Sex Drive» (старая песня Sister) и «Wild Child» уже имели оригинальные версии. Песню «Wild Child» Блэки написал ещё в 1983 году для Mötley Crüe, но тогда Никки Сикс почувствовал, что песня чересчур сложна для вокала Винса, таким образом песня была записана для «The Last Command» и стала одним из хитов группы.
Сингл «Wild Child» был издан в июне 1986 года, после чего группу покинул Рэнди. Его заменил басист Джонни Род (англ. Johnny Rod) из группы King Kobra, что позволило Блэки переключиться обратно на ритм-гитару. Осенью W.A.S.P. выпускают еще один сингл «9.5. - N.A.S.T.Y.», после чего отправляются в европейское турне. Одновременно с туром выходит третий альбом группы «Inside the Electric Circus».
Перед началом турне по Британии W.A.S.P. летят в Лондон на несколько дней раньше, чтобы выступить в «Town & Country Club» для программы «Rock around the Clock» на канале BBC-2. Грандиозное завершение шоу, когда Блэки исчезает в ливне искр, посчитали неподходящим, и оно не было снято. Концерты в Англии всегда изобиловали курьёзами. Например, перед каждым шоу группа должна была подписывать бумагу о том, что они не будут выпускать живых крыс в аудиторию (именно то, что они никогда не делали!).
В 1987 году W.A.S.P. становятся пятыми в списке замка Донингтон, месте проведения фестиваля «Monsters of Rock» в Англии, хэдлайнерами которого на этот раз выступили Bon Jovi. За неделю до фестиваля был выпущен сингл «Scream until you like it», который стал саунтреком фильму ужасов «Гремлины-2». В этом же году выходит альбом «Live… in the Raw!», на котором присутствует песня «Harder Faster», посвящённая Parents Music Resource Center.
В конце 1988 года группа дописывает следующий альбом «The Headless Children» в лос-анджелесской студии «Baby O». Перед началом записи группу оставляет Стив Райли, и для работы в студии был привлечён Френки Банали (англ. Frankie Banali), барабанщик из группы Quiet Riot. Законченный диск имел лучший звук, чем все его предшественники. Сингл «Mean man» выпущен в конце февраля 1989 года, и он становится первой записью W.A.S.P., которая попадает в британский Тор 30.. Не имея возможности привлечь нового барабанщика к концертной деятельности, музыканты подстраиваются под график Банали, откладывая гастроли на май. В этом же месяце вышел сингл «The Real Me» (кавер классической песни The Who с альбома «Quadrophenia»). Также был издан сингл «Forever Free», который достиг 25 позиции в британском чарте синглов. Распространяются слухи, что Крис Холмс покидает группу.
Успех (1992-2000)
В результате слухи оказались правдой, поскольку Лолес заявил, что работает над сольной работой (рок-оперой «Кровавый идол» (англ. Crimson Idol) и Холмс участие в записи принимать не будет. Назывались различные причины увольнения Холмса: как предпочтение личной жизни музыке (Холмс женился на рок-певице Лите Форд), так и появление пьяным в документальном фильме «The Decline And Fall Of Western Civilisation Part II: The Metal Years».
После почти трёхлетнего перерыва в марте 1992 года выходит сингл «Chainsaw Charlie», а вслед за ним в июне -долгожданный концептуальный альбом «The Crimson Idol». Запись материала к нему происходила в студии Блэки Fort Apache studios, сам музыкант выступил автором материала и его продюсером. Фрэнки Баналли покинул группу во время записи, его место занял Стрет Хоуденд (англ. Stret Howland). Такжне на альбоме не играет Джонни Род (он позже присоединится к группе во время тура). Его место занял Боб Кулик (англ. Bob Kulluck), нанятый для студийной работы.
В августе W.A.S.P. отыграли на фестивале Monsters of Rock, возглавляемом Iron Maiden, а позднее едут с ними в турне (состав группы в этот период соответственно включал Блэки, Джонни Рода, Стрета Хоуленда и Дуга Блера).
В октябре 1993 года вышел сингл «Sunset And Babylon» и вслед за ним в том же месяце появился сборник «First Blood Last Cuts». Примерно в это время Лолесс заявил, что распускает группу и впредь будет заниматься лишь сольной карьерой.
Несмотря на это, альбом 1995 года «Still Not Black Enough», записанный на студии Castle Records, выходит под именем W.A.S.P. Это была личная инициатива Блэки. В это время он не даёт концертов, но периодически появляется на публике, поддерживая реноме имени W.A.S.P. Расширяя рамки предыдущего альбома, Лолесс вновь обращается к темам «The Crimson Idol»: давлении над человеком общества и славы, поиск любви. Как утверждается в буклете альбома, персонаж Джонатан Стил (англ. Jonathan Steele) является альтер-эго Лолесса, который обращаясь к слушателям, выражает чувства и мысли непосредственно самого музыканта.
В марте 1997 года после возвращения Криса Холмса выходит альбом «K.F.D.» («Kill, Fuck, Die»), пронизанный значительно более тёмным настроением. В группе также вновь играет Стет Хоуленд , а на роль бас-гитариста был приглашён Майк Дьюда (англ. Mike Duda). Концерты и шоу группы возмутительны: они включают изнасилование монашки и разрезание свиньи. W.A.S.P. подписывают новый контракт с CMC International Records, а Блэки выигрывает судебный процесс против Capitol Records и получает полный контроль над всем архивом группы.
«Double Live Assassins» выходит в Великобритании в феврале 1998 года, и в США — в июне. Это — «живой» альбом, записанный во время мирового турне группы в 1997 году.
В январе 1999 Блэки оглашает название нового альбома — «Helldorado». Он выходит в мае, и сразу после этого группа отправляется в европейское турне. Но тур по Америке приходится отложить до февраля 2000 года из-за травмы Блэки. В марте того же года выпущен CD «The Best of the Best», включивший в себя все основные композиции W.A.S.P. за всю их историю. 22 апреля 2000 года шоу группы проходит в «Key Club» в Лос-Анджелесе. Это шоу транслируется на весь мир через Интернет. Это было значимое событие в истории W.A.S.P., ведь фанаты группы со всех континентов могли видеть концерт одновременно. Позже, в октябре, был выпущен DVD с записью этого шоу под названием «The Sting».
Последние годы (2001-2008)
9 апреля 2001 года выходит в свет альбом «Unholy Terror». Его суть - проблемы, которые Блэки видит в современном обществе. «Основная тема этого альбома - социальное, религиозное и политическое лицемерие,» - прокомментировал музыкант. W.A.S.P. отменяют американский тур, намеченный на осень 2002 года, и занимаются записью нового двойного альбома. Они понимают, что из-за величины и сложности намеченного проекта им придется потратить всё возможное время и силы, чтобы достичь максимального результата.
В 2002 году группу вновь покинул Крис Холмс, который заявил, что хочет "поиграть блюз". Совместно с ещё одним бывшим участником W.A.S.P. Рэнди Пайпером проект Animal, но вскоре покинул и его. Интересно также отметить, что Холмс заявлял, что не принимал участия в записи альбома «Unholy Terror».
Записанный менее, чем за год, следующий альбом «Dying for the World» (2002) по критериям Лолесса является очень быстрым.Бутлег альбома содержит одни из самых сильных утверждений Лолесса в отношенни политической корректности, навеянные событиями 11 сентября 2001 года.
В апреле 2004 года W.A.S.P. издали первую часть «The Neon God» (с подзаголовком «The Rise»), концептуальный альбом об оскорбляемом и беззащитном мальчике, который обнаружил у себя способности читать мысли и манипулировать сознанием людей. Вторая часть (с подзаголовком «The Demise») была издана в сентябре 2004 года.
В 2005 году W.A.S.P. выступили хэдлайнерами на фестивале American Metal Blast. Видеосъёмка для клипа на песню «Never Say Die» была запланирована с Ward Boult в качестве режиссёра, однако по данное время нет никаких новостей относительно этого. Этот клип мог бы стать первым в творчестве группы со времён «Black Forever» 1995 года.
Выход нового альбома «Dominator» был запланирован на октябрь 2006 года. Через несколько недель после заявления Лолесса выход альбома был отложен на апрель 2007 года.
Новый альбом W.A.S.P. достиг #72 позиции в германских чартах.