http://s52.radikal.ru/i135/0807/00/bc4d72e7cca7.jpg
Боб Дилан представляет собой одну из самых загадочных фигур в современном роке. Его творчество повлияло практически на всех серьезных рок-музыкантов. Боб Дилан наряду с несколькими крупнейшими музыкантами середины 60-х годов был создателем рок-музыки. Каждая новая пластинка музыканта - событие даже для тех, кто отвергает музыкальные концепции Дилана.

Оглядываясь на историю рок-н-ролла, невозможно переоценить ту роль, которую сыграл в его развитии Боб Дилан. Как удачно выразился Брюс Спрингстин на церемонии введения Дилана в Палату Славы Рок-н-ролла: "Боб освободил разум, точно так же, как Элвис освободил тело. Он показал нам, что несмотря на то что эта музыка по природе своей являлась танцевальной, она не была анти-интеллектуальной. У него есть видение и талант, позволяющие вместить целый мир в одну песню. Он заставил популярную музыку звучать по-новому, разрушив установившиеся рамки и ограничения, и навсегда изменил лицо рок-н-рола."

Внук еврейских иммигрантов из России, Боб Дилан, настоящее имя которого Роберт Аллен Циммерман, родился 24 мая 1941 года в городке Дулут, штат Минесота, где его отец, Абэ, работал на компанию Standart Oil. В 1947 году семья переезжает в другой городишко, Хиббинг, где мальчик провел свое ничем не примечательное детство, в котором не было ни малейшего намека на будущую блестящую карьеру. Роберт начал писать стихи, когда ему было около десяти лет, и примерно в то же время стал постигать азы игры на гитаре и фортепиано. Попав под влияние Элвиса Пресли, Джерри Ли Льюиса и других звезд ранннего рок-н-рола, он стал создавать свои первые любительские группы и в школьной книге за 1959 год в графе "Ваша цель" можно прочитать запись: "играть вместе с Литтл Ричардом."

В конце 1959 года юный Циммерман покидает Хиббинг и переезжает в Минеаполис, где поступает в Университет штата Минесота. Жизнь большого города несколько меняет его взгляд на музыку, и он начинает искать истоки современного рок-н-рола в творчестве пионеров кантри, фолк и рок-музыки, таких как Хэнк Уильямс, Роберт Джонсон и Вуди Гатри. Интерес Роберта к музыке становится столь велик, что он редко находит время посещать учебные классы. Вместо этого, он начал исполнять песни в ночных клубах города, совершенствуя игру на гитаре и губной гармонике и разрабатывая свой "носовой" голос, который со временем станет его визитной карточкой в мире современного поп-саунда. Примерно в это время молодой артист берет себе сценический псевдоним "Боб Дилан", изначально в честь позднего валлийского поэта Дилана Томаса, хотя на протяжении всей своей дальнейшей карьеры Боб будет отрицать это происхождение псевдонима.

http://s54.radikal.ru/i146/0807/06/9a4d202b00dd.jpg

К концу 1961 года слава Дилана начинает распространяться уже и за пределами узкого круга фолк-исполнителей. Критик Роберт Шелтон, побывавший на одном из вечеров, где выступал Боб, помещает в Нью-Йорк Таймс статью, в которой среди прочего говорится, что Шелтон "полностью был пленен его талантом". Месяц спустя фирма Columbia Records подписыает с Диланом контракт, и Боб начинает готовить материал для своего первого одноименного альбома. Не будучи еще уверен в собственных композиторских способностях, он включает в пластинку только две свои песни, составив подборку из традиционных народных мелодий и песен, входивших в репертуар таких блюзовых исполнителей как Блайнд Лемон и Бакка Уайт. В результате получилась запись, которую можно было бы приписать скорее пожилому чернокожему блюз-мэну, чем 21-летнему еврейскому фолк-исполнителю из Минесоты.

Молодой певец обладал не самой хорошей дикцией и понятия не имел о правильной постановке дыхания, однако Боб Дилан оказался весьма своеобразным исполнителем на губной гармонике, великолепно играл на акустической гитаре, и публика очень тепло приняла его дебютный альбом Bob Dylan (1962), и два последующих: The Freewheelin' Bob Dylan (1963; возглавил хит-парад Великобритании) и The Times They Are A-Changin' (1964). Эти пластинки представляли собой в целом традиционный для того периода музыкальный материал, исполнение которого, однако, значительно отличалось от общепринятого; особенно впечатляли так называемые "речитативные блюзы", которые позже включали в свой репертуар такие исполнители, как Фил Оке и Тим Пэкстон. Среди самых запоминающихся вещей, вошедших в эти альбомы, следует отметить Blowing In The Wind (она стала хитом в исполнении группы PETER PAUL & MARY), Master Of War и A Pawn In Their Game.

Дилан стал одной из сенсаций фолк-фестиваля в Ньюпорте (1963), однако многих смутил слишком личный текст песни My Back Pages и некоторые другие вещи, составившие ядро альбома Another Side Of Bob Dylan(1964), где музыкант, казалось, отказывается от своих во многом наивных взглядов на политические проблемы и обращается к философским вопросам бытия (Ballad In Plain D и Restless Farewell). В этот период Боб Дилан "электрифицирует" свою музыку, его явный уклон в рокабилли и сравнительно жесткие трактовки классических блюзов 20-х годов возмутили очень многих ценителей музыки. Особое негодование вызвала аранжировка песни Чака Берри Too Much Monkey Business.
Английские и американские поп-группы охотно исполняли его песни. THE ANIMALS прославились с дилановской Baby Let Me Follow You Down (они переименовали ее в Baby Let Me Take You Home) и его авторской версией знаменитой House Of The Rising Sun ("Дом восходящего солнца") из альбома Bob Dylan; THEM успешно пели It's All Over Now Baby Blue; THE BYRDS - лучшие интерпретаторы композиции Mr. Tambourine Man. Боб Дилан много песен писал для этих групп, никогда не включая их в свои альбомы. Он постоянно сотрудничал с англичанином Манфредом Мэнном и его группой, которые, по мнению Дилана, лучше других аранжировали его произведения (в частности, английским хитом стала дилановская If You Gotta Go, Go Now).

http://s39.radikal.ru/i085/0807/44/a8c8dcb113bf.jpg

В 1965 Боб Дилан появился на фестивале в Ньюпорте с цельнокорпусным "стратокастером", инструментом, на котором играли только "настоящие рокеры" тех лет, и выступил в составе блюз-роковой группы THE PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND. В том же году гастролировал по Великобритании с канадской рок-группой THE HAWKS (позже прославившейся как THE BAND). В дальнейшем музыканты THE BAND, а также клавишник Эл Купер часто принимали участие в записи альбомов Дилана (Highway 61 Revisited и Blonde On Blonde). Не все песни Дилана принимались широкой публикой, например, такие, как Desolation Row, Like A Rolling Stone и Rainy Day Women # 12 & 35 по достоинству оценили только рок-музыканты, и прежде всего - английские. Боб Дилан заложил основы концептуального рока, первые отголоски которого можно слышать в битловской I'm A Loser. THE BEATLES одними из первых научились "разгадывать" стихи Дилана и часто пользовались его поэтическими приемами, тогда как другие английские рок-группы THE KINKS и YARDBIRDS, просто вставляли композиции Дилана в свои концертные программы (по "дилановскому пути" двинулись было и ROLLING STONES, написав Get Off My Cloud, но затем избрали иную модель своего творчества). Песни Боба Дилана охотно включали в репертуар и американские звезды - Шер, Элвис Пресли, "Дюк" Эллингтон, THE POUR SEASONS и многие другие. В июне 1966 Боб Дилан попал на своем мотоцикле в аварию, результатом которой стали множественные переломы ребер и шеи, частичный паралич и амнезия. Только к концу года музыкант начал подниматься с постели.

Невероятная популярность "менестреля разочарованного поколения" привела к массовому тиражированию пиратских альбомов, одним из самых известных образцов бутлегерской промышленности стал двойной диск Great White Wonder, который по праву считается "золотым".

Закрытый для всего мира (еще в середине 60-х годов Дилан отказался от пресс-конференций и интервью), кроме родственников и друзей он продолжает сотрудничать с группой THE BAND - музыканты записали совместный альбом Basement Tapes, который вышел только в 1975.

В 1968, после долгого отсутствия Боб Дилан появился перед публикой на концерте памяти Вуди Гатри. Этому событию предшествовал выпуск поп-психоделического альбома John Wesley Harding(1967), который возглавил хит-парад Великобритании и не дотянул лишь строки до первого места в США. Не менее успешным оказался и альбом Nashville Skyline (1969; в Англии занял первое место, а в США - третье), на котором представлен дуэт Дилана и Джонни Кэша. В целом альбом можно охарактеризовать как "культивированный кантри-энд-вестерн", хотя одну из вещей играет арт-рок-группа THE NICE.
В 1969 на поп-фестивале на острове Уайт состоялся один из крупнейших концертов Дилана с группой THE BAND, сольное выступление которого продолжалось более часа. Двойной концертный альбом Self-Portrait(1970), вышедший после этого события, занял в хит-параде Великобритании первое место, а в США был третьим.

Альбом 1970 New Morning был первым в чартах Англии и седьмым в США. Этот альбом стал популярным лишь после того, как был выпущен сингл If Not For You, который сделали хитом вначале Оливия Ньютон-Джон, а потом друг и соавтор Дилана Джордж Харрисон.

В 1971 Боб Дилан издал роман "Тарантул", принял участие в организации и подготовке концерта Джорджа Харрисона для народа Бангладеш, а также попробовал себя в качестве актера, снявшись в картине Сэма Пекнипа "Пат Гарретт и Малыш Билли", к которому написал центральную тему и песню - Knocking On Heaven's Door. В этот период Дилан почти не работает в студии, хотя двойной концертный альбом Before The Flood (1974)критики единогласно объявляют "лучшей живой работой десятилетия".
В отличие от предыдущих альбом Дилана Blood On The Tracks (1975) очень мелодичен, его композиции сложнее аранжированы, альбом сделан с большим вкусом и с несвойственной Дилану аккуратностью саунда. Успех этого альбома способствовал триумфу, с которым прошло концертное турне Rolling Thunder Tour ("Турне под раскаты грома"); в нем приняли участие Джоан Баез и Роджер Макгинн. Затем состоялись благотворительные концерты, сборы от которых пошли в фонд помощи заключенному в тюрьму боксеру Рубену Картеру (ему же посвящена песня Hurricane из альбома Desire (1976), записанного с группой ROLLING THUNDER BAND). В это же время Дилан продюсирует телесериал Hard Rain и выпускает одноименную пластинку, а также выступает спонсором фильма "Ренальдо и Клара". В ноябре 1976 принимает участие в прощальном концерте группы THE LAST WALTZ в Сан-Франциско, где прозвучали его хиты Baby Let Me Follow You Down, I Dont Believe You.

Специально для мирового турне 1978 большинство произведений Дилана 60-х годов было переаранжировано под электро-рок-группу и женский хор. Боб Дилан воспользовался версией Джими Хендрикса, которую тот сделал для дилановской Аll Along The Watchtower из альбома John Wesley Harding и аранжировкой Брайана Ферри для А Hard Rain's Gonna Pall с диска The Freewheelin' Bob Dylan. Bo время этого турне был подготовлен новый студийный альбом Street Legal, а сингл Baby Stop Crying" вошел в английский Тор 20.

Широкая публика не покупала выигравший премию Grammy сингл Gotta Serve Somebody из альбома "христианского рока" Slow Train Coming (1979), а также "иудейский" диск Saved (1980), что было вызвано, видимо, метаниями Дилана между христианством и иудаизмом. Но пользовался успехом Shot Of Life (1981), посвященный покойному комику Пенни Брюсу.

В 1983 вышел диск Infidels, который наряду со следующим Empire Burlesque (с группой TOM PETTY AND THE HEARTBREAKERS) подтвердил репутацию Дилана как "живого классика рока". Поклонники Боба Дилана восторженно приняли подборку "Biograph" - 53-песенный сборник с 18 композициями, до того никогда в альбомы не входившими. В 1985 в совместном турне с группой Тома Петти, Дилан блистательно исполнял песни шестидесятых, в том числе и знаменитую Here Comes The Sun.

http://s58.radikal.ru/i162/0807/65/4818bd664874.jpg

Альбом с Дэйвом Стюартом Knocked Out Loaded (не инструментальный) вышел в 1986 и имел большой успех. По мнению критиков пластинка опередила свое время. Двойной концертный альбом, записанный с GRATEFUL DEAD, Dylan & the Dead (1988), распродавался очень вяло.Плохие отзывы получил и фильм с участием Дилана Hearts Of Fire. Положение немного поправил диск Down In The Groove (1988), в котором были лишь четыре новые композиции (две из которых Дилан написал совместно с Робертом Хантером из GRATEFUL DEAD). Участие Дилана в проекте The Traveling Wilburys политизировало музыку этой группы. В записи диска Under The Red Sky (1990) участвовали звезды рока первой величины.
В студийных работах последнего десятилетия временами проскальзывают проблески гениальности, но только Oh Mercy, пожалуй, может претендовать на то, чтобы стоять в одном ряду с лучшими альбомами музыканта.

В начале 1997 года, однако, все многочисленные поклонники, жившие в ожидании очередного возрождения Боба Дилана, получили хороший повод для оптимизма. Известный музыкант Джим Дикинсон сказал в интервью одной из мемфисских газет, что прослушал несколько записей Боба, сделанных им во время вынужденного заточения в собственном доме в Минесоте, вызванного сильным снегопадом. Со слов Дикинсона, одна из композиций, длиною в семнадцать минут, была настолько хороша, что он "представить себе не может, что она вскоре не станет хитом."
Эта семнадцатиминутная тема действительно превратилась вскоре в "Highlands", песню с вышедшего в сентябре 1997 г. альбома "Time Out of Mind", обласканного критикой и ставшего первым золотым альбомом Дилана за последнее десятилетие.

Успех альбома был действительно впечатляющим, но и 1997 год не стал для музыканта безоблачным: в мае, во время европейского турне Боб в буквальном смысле "постучался в двери рая" - он был госпитализирован с диагнозом "histoplasmosis", смертельно опасным инфекционным сердечным заболеванием. К счастью, на этот раз все обошлось, и Дилан в августе даже смог продолжить гастрольную поездку, которая растянулась на весь остаток года.

В сентябре по просьбе папы Иоанна Павла II, Боб выступил в Риме, а в декабре Дилан стал одним из пяти человек, удостоившихся высшего знака отличия, присуждаемого в Америке за исполнительскую деятельность - Награды Центра Кеннеди.