The Doors
Легендарная группы "ДОРЗ" (Doors) создана в 1965 в составе: Джим Моррисон (Jim Morrison) – вокал, Рэй Манзарек (Ray Manzarek) – клавишные, Робби Кригер (Robbie Krieger) – гитара, Джон Денсмор (John Densmore) – ударные.
Джим Моррисон (James Douglas Morrison) (1943–1971) в середине 1960-х изучал искусство кино в «Школе кино» при лос-анджелесском университете. В университете он встретил Рэя Манзарека, клавишника и пианиста, игравшего в то время в группе Рик и Вороны (Rick And The Ravens). Рэя удивили стихи, которые писал Моррисон, и разговорившись, они решили «собрать группу и заработать миллион долларов». Вскоре к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и гитарист Робби Кригер.
Джим, в то время усиленно работавший над «расширением сознания» не без помощи ЛСД, предложил название "The Doors" (Двери), имея в виду человеческие «двери восприятия», о которых говорил в своих стихах английский поэт Уильям Блейк. Группе это название понравилось. «Дорз» начали выступать в различных клубах и барах Лос-Анджелеса и окрестностей, исполняя многочасовые программы, состоявшие из своих песен и черных блюзов, а также «разогревая» публику перед концертами знаменитых исполнителей. Одним из таких баров был «Виски Эй Гоу-гоу», откуда «Дорз» неоднократно выгоняли за слишком буйное поведение. Но именно в этом баре их услышал и увидел Джек Холцман, президент фирмы «Электра», который наконец предложил группе, неоднократно пытавшейся пробиться на звукозаписывающие фирмы, контракт на выпуск диска.
В начале 1967 выходит первый альбом группы "Двери" (The Doors). Над записью работал Пол Ротшильд, затем ставший их постоянным продюсером. Через несколько лет этот альбом назовут «самым впечатляющим дебютом в истории рока». Такие песни, как "Прорыв" (Break On Through) и "Зажги мой огонь" (Light My Fire) очень точно совпали с бунтарскими настроениями того времени. В пластинку также вошла песня "Конец" (The End), 10-минутное трагическое произведение, из мягкой медитативной мелодии постепенно выраставшее в мощнейший выплеск эмоций. Текст основывался на моррисоновском переосмыслении Эдипова комплекса. На первом альбоме во всей отчетливости проявилась оригинальная манера «Дорз»: причудливые пассажи синтезатора Манзарека, сплавленные с изящными гитарными партиями Кригера (который увлекался фламенко и блюзовой техникой «боттлнэк» – игрой бутылочным горлышком), подхватываемые судорожными барабанами Денсмора, и, конечно, хрипловатый и выразительный вокал Моррисона.
Фотогеничная внешность «фронтмена» (лидера) группы, серьезные тексты, которые Моррисон писал для песен, импульсивное поведение на сцене сделали «Дорз» одной из самых заметных в том пестром море групп, которое бушевало в Америке в конце 1960-х гг. Они получили славу бунтарей. «Считайте нас эротическими политиками», – говорил Моррисон.
Альбом "Странные дни" (Strange Days), вышедший в конце 1967 года, был своего рода продолжением первого альбома, но его песни звучали более лирично. Среди них была и та, которая до сих пор часто появляется в радиоэфире – "Странные люди" (People Are Strange).
Моррисона не совсем устраивала роль кумира подростков или роль политического певца; он имел поэтические амбиции, и на рок-концерты смотрел взглядом, иным, нежели большинство его современников. Он понимал, что из выступления можно сделать гораздо большее, чем просто концерт: настоящий спектакль жизни и смерти, мистический обряд. Пытаясь отстраниться от суеты, которую принесла ему популярность, Моррисон начал много пить, и это вскоре стало источником постоянных проблем для всей группы.
В истории «Дорз» не было ни одного слабого альбома, но пластинка 1968 года "В ожидании солнца" (Waiting For The Sun) получилась необыкновенно яркой даже на этом фоне. Несмотря на то, что группа проиграла иск по делу песни "Привет, я люблю тебя" (Hello I Love You), рифф (главная повторяющаяся мелодическая линия) которой оказался слишком похож на рифф песни "Весь день и всю ночь" (All Day And All Night) группы «Кинкс» («Kinks»), альбом "В ожидании солнца" имел огромный успех. Собрание на одной пластинке такого количества ярких песен вызывает ощущение наэлектризованности. А «Кинкс» и еще Фрэнк Синатра были любимейшими исполнителями Моррисона.
В 1968 выходит первый документальный фильм о группе "Двери открыты" (Doors Are Open), автор которого пытается разобраться в феномене группы, но не продвигается дальше съемок концертного выступления и обрывков интервью с музыкантами.
«Дорз» много гастролируют, но пьянство Моррисона держит всех в постоянном напряжении. Несколько раз возникают ситуации, когда кажется, что коллектив на грани распада. Тем не менее, в 1969 они выпускают замечательный диск "Тихий парад" (Soft Parade), мало похожий на предыдущие. Автором большинства песен на этом альбоме был Робби Кригер. Многие песни были сильно оркестрованы и имели необычно помпезное эстрадное звучание.
В марте 1969 на концерте в Майями скандальный эпизод с публичным обнажением Моррисоном своих гениталий становится апофеозом роста негативных тенденций в группе, хотя сам жест вполне соответствовал бунтарской рок-н-рольной репутации Моррисона, и его впоследствии многократно повторял Игги Поп, доведя публичное раздевание до вполне дежурного мероприятия. Но Моррисон поплатился за это арестом, судом и тем, что концертные залы, по взаимной договоренности, отказались принимать «Дорз». Это был очень тяжелый период в истории группы, но он был преодолен, и группа снова получила возможность выступать.
Моррисон тем временем сильно толстел, оброс бородой, и внешние эффекты славы его окончательно перестали волновать. Он часто пропадал, вел жизнь бродяги и продолжал пить. Однако альбом группы "Отель Моррисона" (Morrison Hotel, 1970) был не только объективно хорош, но и очень восторженно встречен публикой, которую оркестровые эксперименты предыдущего диска привели в некоторое недоумение. В том же году выходит двойной концертный альбом "Абсолютно живьем" (Absolutely Live), в который включаются самые удачные записи группы с различных выступлений. Моррисон пишет стихи и выпускает поэтическую книжку.
Весной 1971 группа собирается в студии, чтобы записать очередной альбом. Пол Ротшильд отказывается от продюссирования, и группа берет эту функцию на себя. Альбом оказывается новой ступенью в творчестве «Дорз». В нем звучит много блюза, звучание прозрачное. В нем можно уловить прощальное спокойствие последней работы музыканта.
Закончив работу над альбомом, который получил название "Лос-анджелесская женщина" (L.A. Woman), Моррисон со своей подружкой Памелой Карсон уезжают в Париж, где музыкант намеревается отдохнуть, работать над книгой, вообще изменить свою жизнь. В ночь с 3 на 4 июля 1971 он погибает – утром Карсон находит его тело в ванне. Обстоятельства смерти таинственны. Есть версии о передозировке героина (хотя Моррисон в Америке никогда его не употреблял), а есть версии о сердечном приступе и многие другие. Единственной, кто знал, что же произошло на самом деле, была Памела Карсон, которая умерла три года спустя, именно от передозировки героина.
Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Несмотря на смерть лидера, «Дорз» пытались продолжать функционировать как трио, с Манзареком в качестве вокалиста – и выпустили два альбома: "Другие голоса" (Another Voices) и "Полный круг" (Full Circle). Некоторое время они даже подумывали взять Игги Попа на место Моррисона, однако тогда певец находился в состоянии острого увлечения наркотиками, и кандидатура отпала.
В 1973 распалась и сама группа. В 1978 выходит диск "Джим Моррисон: Американская молитва" (Jim Morrison: An American Prayer). На диске – стихи Моррисона, в свое время начитанные им самим на пленку, для которых Манзарек, Кригер и Денсмор записали музыкальный ряд. В 1991 режиссер Оливер Стоун снимает фильм "Дорз" (The Doors), художественную версию жизни Джима Моррисона и его группы.
Таинственная гибель Джима Моррисона послужила основой для множества слухов о том, что смерть была просто инсценирована Моррисоном, желавшим таким образом отойти от дел и скрыться. Его, как и Элвиса Пресли, продолжают видеть в разных уголках мира: в США, в Европе, в Австралии. Погибший в 27-летнем возрасте, Моррисон является одним из главных рок-героев, а история его жизни стала своего рода сценарием для многих последователей. Правда, далеко не все из них успели сделать за столь короткий срок так много, как Моррисон, не говоря уже о вкладе и влиянии его личности и музыки «Дорз» на современную музыку и культуру.
Дискография:
The Doors - 1967
Strange Days - 1967
Waiting For The Sun - 1968
The Soft Parade - 1969
Morrison Hotel - 1970
L.A. Woman - 1971